А знаете, что было время, когда на самолетах первым классом летали абсолютно все! Другого и не было. Никаких тебе узких неудобных кресел, духоты и многочисленных шумных «соседей». Наоборот, довольно просторно, все пассажиры чуть ли не в вечерних нарядах, а устал – можно поспать в уютной постели, задернув занавесочку, чтоб никто не мешал.
Стюардессы – все как на подбор красавицы, воспитаны, как выпускницы института благородных девиц и подают роскошные яства. Шампанское – само собой, на столах никакой одноразовой посуды, только хрусталь и фарфор, кухня – как в лучших ресторанах. Сказка, а не путешествие по воздуху. И нет, я ничего не выдумываю.
Много раз я натыкался на фотографии прошлых лет, на которых пассажиров самолетов и пассажирами-то не назвать. Они напоминали гостей на приеме или в дорогом ресторане. А всё дело в том, что вплоть до 60-х годов XX века позволить себе полет из пункта А в пункт Б могли лишь очень состоятельные люди. В любой стране, включая СССР. Билет из Москвы в Токио стоил, как средняя годовая зарплата хорошего работника. Так что не удивительно, что авиакомпании представляли роскошный сервис.
Поначалу в самолетах не было место для роскоши.
Пассажиры начали летать самолетами в 20-х годах прошлого века. Поначалу их ждали два ряда удобных стульев, расставленных за пилотом – никакого деления на салон и кабину, в лучшем случае занавеска. Пассажиры радовались, если летели с обогревом. Но всё достаточно быстро изменилось.
1934 год. На протяжении многих десятилетий в самолетах можно было дымить.
В 1930 году появилась профессия стюардессы (самой первой считается Эллен Чёрч) и в полете начали обслуживать. В следующие 30 лет качество сервиса лишь росло.
Самолеты золотой эпохи авиации многим напоминали роскошные поезда для богатеев. Самолет делился на отдельные зоны для двух-четырех пассажиров, практически купе, как в поезде. Даже двухъярусные спальные лежачие места имелись – опять же как в купе. Сели в самолет, пообщались, будто на светском рауте, славно поужинали, можно и поспать.
Честно слово, такое впечатление, будто в поезде едут.
Ну а как иначе? Перелет, например, из Англии в Австралию длился 11 дней и насчитывал две дюжины остановок. Для сравнения: плыть пришлось бы дольше месяца.
Билет из Лондона в Сингапур по нынешним деньгам стоил бы вам под 20 тысяч долларов. За такие деньги пассажиры требовали все самое лучшее. И получали. Господа и дамы поднимались на борт практически в вечерних нарядах (футболки и джинсы – ни-ни-ни!)
Хрусталь и фарфор, несколько смен блюд… В «Боинги» даже втиснули специальную комнатку для того, чтобы дамы могли с комфортом поправить макияж.
Та самая женская комнатка.
А какие требования предъявлялись к стюардессам! Помимо профессиональных навыков, они должны были быть образованными и симпатичными. Критерии такие: вес от 49 до 60 килограммов, возраст от 21 до 27, высокие моральные качества, но при этом незамужние. Пришла на собеседование в авиакомпанию Pan Am, будь готова перевести отрывок текста с французского на английский, пройтись по комнате, попозировать и обязательно взвеситься.
Когда с ростом грузоподъемности самолетов перелеты начали дешеветь, всё изменилось. Здорово, что теперь все мы можем летать, но лично я с легкой грустью рассматриваю фотографии старых лет, где пассажиры самолетов будто бы на балу. Так хоть услышать: «Сэр Гусев, добро пожаловать на борт. Вот ваш бокал с шампанским и канапе с икрой, отдыхайте, скоро подадут ужин…»